Часть 2. Виды краудфандинга.

Часть 3. Советы по краудфандингу.

Понятие «краудфандинг» стало широко использоваться еще в 2006 году. Этим словом обозначают привлечение финансовых ресурсов от большого количества кредиторов.

Основные задачи, которые решает краудфандинг:

  • реализация коммерческого проекта;
  • организация мероприятий;
  • помощь нуждающимся;
  • поддержка компаний и частных лиц.

Авторство по данному понятию принадлежит журналисту Джеффу Хауи. Дословно оно переводится с английского как «финансирование толпой» («crowd» — толпа, «funding» — финансирование).

Данная модель работает достаточно просто: кто-то генерирует различные идеи и разрабатывает технологию их реализации, а часть людей вносит свои денежные средства на достижение результата. Инвесторы, как правило, получают бонусы (дивиденды от будущей прибыли и т. д.).

Краудфандинг позволяет собрать значительные финансовые ресурсы. Кейс пекарни Mon Petit Amie о том, как они собрали 200 тысяч рублей при помощи краудфандинга всего за 2 дня, читайте тут

В качестве небольшой иллюстрации можно привести статистику, которая показывает, какие суммы с помощью этого метода были собраны во всем мире:

  • в области бизнеса — 6,7 млрд долларов,
  • в социальной сфере — 3,6 млрд долларов,
  • на развитие кинематографа и театра — 1,97 млрд долларов,
  • в области объектов недвижимости — 1,01 млрд долларов,
  • в звукозаписи — 0,74 млрд долларов.

Как развивается краудфандинг в России

Краудфандинговое кредитование в нашей стране, как и в остальных государствах, входивших в состав СССР, развивается очень низкими темпами. Его можно отнести к категории технологий, которые прекрасно проявили себя на Западе, но никак не могут прижиться в отечественном интернет-пространстве.

Это положение вещей нельзя объяснить отсутствием желания у населения инвестировать свои сбережения. Наоборот, многие соотечественники уже понимают, что деньги «под подушкой» быстро съедает инфляция. Скорее всего, основная причина кроется в отсутствии надежной краудфандинг-платформы в России и выгодных условий для инвестора.

Слабое развитие модели краудфандинга в нашей стране обусловлено следующими факторами:

  1. Сложности с нормативной базой. Инвестор не чувствует защищенности, а сама модель выглядит слишком мудреной.
  2. Доступность инструментов для инвестирования с меньшей степенью риска: ПИФы, недвижимые объекты, депозиты в финансовых учреждениях и др.
  3. Отсутствие большого количества примеров успешных проектов. Попробуйте вспомнить несколько благополучных предприятий, собравших инвестиционные ресурсы при использовании технологий краудфандинга. Не являясь экспертом в данной сфере, сложно назвать даже одну компанию.
  4. Ошибочное позиционирование. Многие краудфандинг-платформы позиционируют данную модель финансирования как инструмент для богачей. Но будут ли состоятельные люди заниматься микроинвестированием? Для богатого инвестора намного удобнее вложить финансы в человека, с которым он имел личное общение. В контексте краудфандинга нужно ориентироваться на тех пользователей, которые готовы предоставить несколько тысяч рублей.
  5. Отсутствие льгот по налогообложению для инвесторов. Принятие соответствующих законов может способствовать стремительному развитию краудфандинга.
  6. В Рунете отсутствуют качественные краудфандинг-сайты, на которых пользователь может инвестировать небольшую сумму в несколько кликов.
  7. Финансовая неграмотность вкладчиков не позволяет понять суть венчурных инвестиций. Дело в том, что по статистике из 20 проектов успешным может стать только один, который и окупит все существующие затраты.

Преимущества и недостатки краудфандинга

Преимущества:

  1. При использовании площадок краудфандинга можно инвестировать маленькие суммы. Накопления есть у большого количества людей, но не каждый человек готов рисковать при вложении значительных средств.
  2. Возможность диверсифицировать инвестиции. Метод финансового участия в нескольких проектах способствует снижению рисков. Венчурные инвестиции отличаются тем, что при вложении в десяток проектов велика вероятность того, что один будет очень успешным и сможет покрыть все расходы.
  3. Краудфандинг-проекты стали очень популярны среди стартаперов, что способствует появлению широкого выбора объектов для инвестирования.

Недостатки:

  1. Эта модель часто используется для мошеннических действий. Существует много стартапов, которые имеют все признаки финансовых пирамид, в которых всё сделано для того, чтобы использовать краудфандинг на личные нужды. Поэтому нужно с особой серьезностью подходить к выбору площадок.
  2. Существует риск, что стартап не сможет собрать необходимые средства для реализации проекта. В этом случае, особенно при прямом инвестировании без посредничества площадки краудфандинга, можно просто потерять вложенные деньги.
  3. Проект, в который были направлены инвестиции, может не стать успешным в коммерческом отношении. Большая часть стартапов не достигают прибыльности.
  4. Инвесторы, использующие модель краудфандинга, не имеют правовой защиты. Данная сфера слабо регулируется законодательными актами.
  5. Некоторые площадки краудфандинга становятся нерентабельными и закрываются

Оригинал статьи.


Добавить комментарий