Найти работу в стартапе просто. Найти основателя, во взгляды которого вы будете верить, сложнее.

Я сижу рядом с основателем, взглядами которого я восхищался в прошлом году. Мы встретились, чтобы обсудить плохие новости. Его только что выгнали из стартапа, который он основал два года назад. Он не знал, что за его спиной инвесторы и сооснователи работали над шокирующим планом.

“Я больше не хочу с тобой работать”, — сказал ему один из инвесторов, пока два других сооснователя молча смотрели на него с другого края стола. Он не просто ушел с роли CEO: ему не оставили выбора, и он отказался от акций в стартапе, который сам же и основал.

За несколько месяцев его мечта о создании продукта, который полюбят клиенты, превратилась в создание того, что полюбят инвесторы. И теперь инвесторы хотели, чтобы он ушел.

Немного — это новое много

Инвесторы — это не зло. Многие из них искренне заинтересованы не просто во вложении денег, но и в пользе от своих инвестиций. Но они не единственный способ создать стартап-империю.

Существует альтернативный путь, который выбирают все больше основателей, которых называют бутстрэпперами. Это предприниматели, которые строят свои компании с небольшой долей инвестиций или вообще без них.

Все больше бутстрэпперов начали высказываться и делиться своими историями. Но их голоса часто не так громки, как голоса тех, кто потратил деньги на PR-агентства или кто анонсирует свои миллионные раунды инвестиций.

Они не готовят питчи для инвесторов, когда их команда в них нуждается. Они не хотят попасть в топ TechCrunch или создать собственный бренд в Snapchat или Instagram. Им интересны реальные клиенты, которые платят им свои деньги.

В любой индустрии самофинансирование не только возможно, но и прибыльно:

  • Аналитика и SEO? Поисковый робот Ahrefs сравнится только с Google.
  • Email-маркетинг? У MailChimp почти 14 миллионов клиентов.
  • Сбор данных? У JotForm 3,2 миллиона пользователей и более ста сотрудников.
  • Продуктивность? Todoist — лидер рынка.
  • Управление проектами? У Basecamp офисы в более чем 30 городах по всему миру.

Многие из этих стартапов имеют больше клиентов и прибыли, чем их проинвестированные конкуренты. Они часто строят свои империи в тишине и больше беспокоятся по поводу продукта, чем по поводу его презентации.

Конечно, не каждый стартап можно построить на собственные средства. Но бутстрэпперы напоминают нам, что стоит сомневаться во всем, что пропагандируют медиа о стартапах, и спросить себя: “Зачем нам вообще нужно финансирование?”

Немного — это новое много. И я расскажу вам почему.

1. Увольнение с работы или развитие стороннего проекта

Скептицизм бутстрэпперов по поводу традиционной “мудрости” стартаперов начинается с самого начала. Они редко следуют стандартному методу развития, который предлагает линейный путь к успеху компании:

  1. Начните игнорировать “хейтеров”.
  2. Увольтесь с работы.
  3. Вкалывайте по 80 часов в неделю.

Хотя я и следовал этой модели, уволившись из корпоративного ада, чтобы идти за мечтой, её ещё только предстояло полностью осознать спустя некоторое время. Увольнение с работы до того, как вы поняли проблему, только добавит давления в вашу 80-часовую рабочую неделю, когда вы будете смотреть, как вас покидают деньги и ясность мыслей.

Многие бутстрэпперы начинают свой бизнес как сторонний проект, работая полный рабочий день на основной работе. Только когда их сторонний проект становится жизнеспособным источником дохода, они увольняются и посвящают ему себя полностью.

Из руководителей стартапов, которых я упомянул, это:

Ahrefs

Задолго до увольнения с работы основатель Ahrefs Дмитрий Герасименко начал работать над несколькими сторонними проектами. Пока он продолжал работать на полной занятости разработчиком в 2006, он использовал свою зарплату, чтобы нанять разработчиков на сторонние проекты. Только когда они начали приносить больше денег, чем была его зарплата, он ушел с работы, чтобы понять, у какого проекта наибольший потенциал. После четырех лет экспериментов самый успешный проект стал лидирующей платформой аналитики.

JotForm

Айтекин Танк не позволил работе помешать созданию продукта, который теперь используют 3,2 миллиона людей.

“Я просыпался в 6:00, отвечал на вопросы пользователей, а потом ехал на работу. Только через пять лет я уволился и создал свою компанию, хотя у меня уже был успешный продукт”.

Это означает, что их клиенты не просто пользуются самым модным продуктом, чтобы потом начать использовать другой, они с этими компаниями на долгий срок.

2. Медленный рост — это новая кривая “хоккейной клюшки”

Сначала доход или сначала прибыль

Финансируемые компании могут нанять много людей и доминировать в любом канале маркетинга. Многим инвесторам нравится этот подход. Они хотят вернуть свои деньги как можно быстрее, поэтому требуют от стартапов экспоненциального роста.

Быстрый рост выглядит хорошо на бумаге. Но он означает рост показателя дохода, а не показателя прибыли. Бутстрэпперы сначала думают о прибыли. Без инвестиционных денег прибыль — их единственная цель.

Сосредоточение на прибыли создает свободу

Свобода не приходит, когда вы наконец продаете свой стартап. Тратьте меньше, чем зарабатываете, и тогда сможете расти с собственной скоростью и не перегореть.

Выбор свободы объясняет, как Дмитрию из Ahrefs удается брать недельный отпуск, чтобы провести время с семьей, даже во время напряженных периодов. Другие бутстрэпперы также выбирают спокойную жизнь. Неудивительно видеть, как основатель Todoist Амир гуляет в парке с сыном, а Айтекин из JotForm собирает оливки с родителями.

Я знаю, что проведенное с родителями время не выдвинет меня в топ TechCrunch, но это мой личный показатель успеха. Я растил свой бизнес медленно и провел 12 лет, чтобы создать компанию, которая может функционировать без меня, — Айтекин Танк

Найм, увольнение и культура разумного стартапа

FOMO — реален, но это плохая стратегия. Бутстрэпперы доказывают, что стартап-королевство можно организовать не только в Кремниевой долине. Империя Ahrefs создавалась в Сингапуре, Jotform — в Турции, Todoist — в Испании, MailChimp — в Атланте, Basecamp — в Чикаго, и это я не упоминаю об их удаленных командах по всему миру. Вы можете строить компанию откуда угодно.

Более того, бутстрэпперы выступают за работу только в рабочее время. Неудивительно, что они не ставят в офисе столы для пинг-понга или холодильники с пивом, чтобы их сотрудники оставались в офисе постоянно. Зато они предлагают разумные часы работы.

Вместо того, чтобы быстро нанимать и быстро увольнять, они растут медленно. Ответственность за сотрудников — это синоним честности, а количество сотрудников — это часто показатель тщеславия, который не нужен бутстрэпперам.

Оптимизируйте результат, а не количество людей, которое вы нанимаете, — говорит Амир из Todoist, который гордится тем, что за все время существования компании только один сотрудник ушел из неё по своему желанию. Это значит, что их удержание за пять лет составило 97,5%.

3. Сначала создайте нечто ценное

Семь лет Ahrefs строили империю в конкурентной области SEO. Они делали свой продукт в тишине, пока их конкуренты закрывали один миллионный раунд за другим.

Jotform не получила 3,2 миллиона пользователей за одну ночь. Это потребовало двенадцати лет усилий. Их конкурент Typeform недавно получил 35 миллионов долларов инвестиций, а Jotform не получил ничего. Но эта стратегия окупается. Айтекин недавно рассказал, как внимание к клиентам, а не конкурентам, принесло им миллион новых регистраций за год.

За десять лет Todoist превратился из персонального проекта в приложение, которое помогает людям завершать десятки миллионов задач. Вот как их основатель описывает свою мотивацию к бутстрэппингу:

Что лучше, чем стратегия выхода? Долгосрочная миссия, о которой ваша компания действительно заботится. Это создание компании, которая переживет вас, чего-то действительно ценного.

Каждый стартап хочет, чтобы его знали. Но не все из них готовы работать над этим каждый день на протяжении десятилетия.

Много денег на счету — это не рецепт успеха

Бутстрэппинг хорош для вашего бизнеса. Он помогает вам разблокировать потенциал, о котором вы даже не догадывались. Он заставляет вас создать нечто, за что захотят платить, а не тратить ресурсы в попытке попасть в топ TechCrunch.

Без инвесторов у вас будет меньше ограничений. Меньше ограничений — это больше времени сконцентрироваться на причине создания компании, то есть вашем продукте. Скорее всего, никто не понимает ваших клиентов так, как вы.

“Каждый раз, когда мы общались с потенциальными инвесторами, они не понимали небольшие компании. Что-то подсказывало нам, что все на самом деле не так”, — Бен Честнат, основатель MailChimp

Медленный рост — это новая хоккейная клюшка. Это устойчивое и умное решение. Бутстрэпперы доказывают, что небольшие команды могут играть в большой лиге. Они поощряют нас не торопиться, расти со своей скоростью и делать все правильно.

Когда у вас ограниченный бюджет, вы цените каждый доллар и следите за прибылью. А прибыль означает свободу. Немного — это новое много.

Источник статьи AppTractor
Автор: Ирина Гуляева


0 комментариев

Добавить комментарий