Помните, я сказал, что люблю спрашивать людей о том, сколько, по их мнению, автозаправочных станций в США? Так вот, худший ответ на этот вопрос (и главная причина, по которой я этот вопрос задаю) – «Я не знаю».

В таком случае я отвечаю следующее: «Я знаю, что вы не знаете. Я хочу, чтобы вы высказали разумное предположение».

В девяти случаях из десяти люди, так или иначе, отказываются угадывать. Они не хотят ошибиться.

Большинство людей очень не любит ошибаться. Они не любят высказывать свое мнение (или, что еще хуже, что-то записывать), чтобы потом было доказано, что они не правы. Они не любят покупать неправильные автомобили, голосовать за неправильных кандидатов и носить неправильную обувь.

Открытие своего дела – это самый публичный, самый дорогостоящий и самый рискованный способ оказаться неправым.

Послушав все мои туманные речи о сенситивном анализе и бизнес-моделях, возможно, проще всего вам покажется просто сдаться. «Я никогда не быть таким умным, как Билл Гейтс, поэтому я сдаюсь!». Да уж. Ну, Билл Гейтс не так уж и умен. Билл Гейтс считал, что Интернет был просто причудой, увлечением, которое очень быстро пройдет. Билл Гейтс выпустил три провальные системы баз данных.

Ни у одного предпринимателя нет хрустального шара. Никогда нельзя знать наверняка, будет ли ваш бизнес работать, будет ли целевой потребитель покупать, удачную ли вы выбрали технологию. Вы будете ошибаться. Привыкайте к этому!

Товары народного потребления практически невозможно раскрутить. Особенно если речь идет о товарах, которые нужно реализовывать в тысячах магазинов, для того чтобы бизнес был прибыльным.

Мне кажется, что самое худшее, что вы только можете совершить перед лицом такой неопределенности, — это не попытаться. В Стэнфорде я учился в бизнес-школе, которая гордится тем, что она очень «предпринимательская». По меньшей мере половина из трехсот моих одноклассников публично заявили, что, рано или поздно, собираются открыть свой бизнес.

Сегодня, двадцать лет спустя, мы видим, что только около тридцати из нас действительно это сделали. Остальные все еще ждут нужного времени, правильной идеи или нужной финансовой поддержки. Они ждут письменного приглашения и гарантий успеха.

Силиконовая Долина дала нашей стране гигантский стимул. Одной из причин стало то, что она создала культуру, где ошибаться – это нормально. В Долине, совершая ошибки, можно даже стать богатым! Но в большинстве других мест, в большинстве семей мысль о том, чтобы поставить все свои средства на то, что может не сработать, немного пугает.

Расходы на осуществление продаж просто колоссальны. Затраты на то, чтобы удалось уговорить хотя бы одного человека купить точильный инструмент невероятно велики.

Вот вам самый лучший совет: прекратите строить планы, начинайте действовать.

Вам не нужно уходить с основной работы. Но вам необходимо выбраться из рутины и начать что-то предпринимать. Чем больше вы сделаете, тем большего достигнете. Перед вами откроются многие двери. Появятся возможности. Изменится представление о вас, возрастет ваша репутация, вы станете притягивать к себе умных людей, надежных клиентов и инвесторов. Но ничего этого не случится, если вы не перестанете вариться в собственном соку и строить планы.

Постройте ваш бизнес. Соберите его, как по кирпичикам, день за днем, клиент за клиентом. Сконцентрируйтесь на ваших достоинствах, а не на недостатках, и начните строить. Но начните.

Отрывок из книги Библия бутстрэппера

Все выдержки из книги находятся в рубрике Библия бутстрэппера.