18 июня профильный комитет Госдумы по культуре рекомендовал принять в первом чтении законопроект о наказаниях за неоправданное употребление иностранных слов в русской речи. Главный редактор ЦП размышляет о перспективах такого закона в контексте культуры речи в современном издании о стартапах.

Эдвайзер стартапа сказал, что бутстреппинг — это мастхев. Пишем саммари для нашего дейтинга с геолокейшеном, заставляем всех эмплойи подписывать эндиэй, говорим, что впереди у них челлендж и серьезные майлстоуны. Дилфлоу сделаем, фандинг не за горами.

— ключевая цитата из одного из самых популярных материалов на ЦП за всю историю существования проекта

Преданные читатели ЦП помнят, что наше издание, а тогда ещё блог, начиналось как зеркало только зарождавшегося маркетингово-стартаперского сообщества. Молодые люди, с доброй завистью поглядывающие на успешные западные примеры, делали первые неумелые шаги в бизнесе (и вторые шаги, но точно так же неумелые — в интернет-маркетинге). Поскольку мода на интернет-бизнес пришла с запада, вместе с собой она принесла и специфический лексикон — всех этих «фаундеров» и «майлстоунов», которых мы даже пытались поместить в один большой словарь.

Со временем редакции ЦП такой формат наскучил, и мы совершили переход от сатиры к более уравновешенной подаче материала. А лексикон остался — ведь при помощи такого сленга гораздо проще передавать суть непривычных русскому сознанию процессов вроде митингов в коворкинге. К тому же, ироничное использование некоторых буллшит-терминов изначально и привлекло многих читателей, уставших от сухого языка цифр, пахнущего сталью и нефтью.

Сленг органично вплёлся в привычный мир — словами «ментор» и «питч» уже никого не удивить. Они устоялись в качестве профессионального жаргона: то есть, во-первых, стали способом быстро передавать информацию в стартап-сообществе (часто английские бизнес-слова можно перевести на русский только словосочетаниями или нельзя перевести вовсе), во-вторых, превратились в средство социальной дифференциации.

Стартаперы, кучкующиеся на технологических конференциях, с удовольствием перекатывают во рту «челленджи» и «рисерчи», однако чужак, случайно зашедший в Digital October, вряд ли с наскока поймёт, о чём идёт речь — именно поэтому он и чужак. Точно так же шахтёры, берущие с собой «тормозок», а не «обед», могут отделить избранных от неизбранных.

В последнее время ЦП повернулся к русскому языку если не лицом, то хотя бы в три четверти — слово «основатель» почти полностью вытеснило «фаундера», а слово «рисёрч» на главной странице невозможно отыскать даже после плотного, собственно, рисёрча. Но и от корней уходить не собираемся. К тому же, порой позволяем себе вольности (попробуйте отыскать нормальный русскоязычный синоним слов «бутстреппинг» и «нейминг» или перевести название нашей новой рубрики Growth Hacks, к примеру).

Российские депутаты могут быть правы в том, что чрезмерное использование заимствованных слов потревожит статус «великого и могучего». С другой стороны, язык — сущность динамическая, и без жёсткой национальной изоляции он так или иначе будет принимать в себя что-то извне.

«Гаджетом» вполне можно заменить «устройство», а есть случаи, в которых и заменять-то уже нечего — коллеги из TJournal в своём материале наглядно показывают, что в нашем языке к этому моменту устоялось множество слов, русскоязычные аналоги которых использовать, в общем-то, даже неловко (неужели кому-то в голову может прийти слово «себяшечка» не в саркастическом контексте). Но при этом, конечно, вовсе необязательно нарочно заговариваться «фаундерами» и «рисерчами», только чтобы показать свою осведомлённость в современных модных течениях.

Как главный редактор ЦП, я вижу нашу миссию в формировании новой субкультуры молодого предпринимательства в России. Крепкое сообщество невозможно представить без собственного языкового кода — даже если он строится на агрессивных заимствованиях. Это маркер, который позволяет вычленять своих из толпы. Куда идёшь, на митинг? Просчитывать кэшфлоу перед боард-коллом? Брат, пойдём выпьем латте с корицей в коворкинге афтервордс.


0 комментариев

Добавить комментарий