В нашу жизнь все чаще врываются новые иностранные слова. Не стал исключением и «эджайл». Что это такое? Если охарактеризовать его кратко, то эджайл — это подход, противопоставляемый традиционному каскадному подходу проектирования продуктов и сервисов.

Из истории

В феврале 2001 года в горах Юты на лыжном курорте The Lodge at Snowbird собрались 17 человек с целью общения, спортивного лыжного развлечения и попытаться прийти к чему-то объединяющему. Там был выработан манифест эджайл. Здесь были представители различных подходов, которые хотели найти альтернативу тяжелым процессам разработки ПО, основанным на документации. К окончанию встречи было определено, что в манифест входят 4 ценности, 12 принципов и нет никакой практики.

Суть подхода

Этот подход характерен, прежде всего, для ИТ-индустрии. Классический подход предусматривает, что утвержденный план создания продукта не может измениться или остановиться вплоть до момента его создания.

Базисом данного подхода является классический пример управления качеством продукции, использующийся на заводе Toyota, приведенный во всех учебниках по данному вопросу, когда любой сотрудник мог остановить производство с целью внесения рационализаторского предложения или недопущения брака.

Во многих компаниях сотрудники по созданию проекта работают в разных подразделениях и зачастую вступают в конфликт друг с другом, что не приводит к положительным результатам для разрабатываемого продукта.

Технология эджайл позволяет вовлечь всех разработчиков программного продукта, при этом у всех сотрудников остаются присущие им функции. С применением данного подхода в коллектив сотрудников приходит понимание, что они работают ради одной общей цели, которая заключается в создании качественного ИТ-продукта для своих клиентов.

При использовании данного подхода необходимо создавать команду единомышленников, которые могут эффективно и конкурентоспособно работать в рыночных условиях.

Приход к эджайл традиционного бизнеса

Традиционные компании, занимающиеся бизнесом, начинают переходить к данному подходу. Характерным примером является внедрение эджайла в Сбербанке. По словам Г. Грефа, Сбербанк составляет 0,1 часть ИТ-рынка в России. Он говорит о том, что они создали самую крупную ИТ-инфраструктуру в мире, но поняли, что они неконкурентоспособны. По его словам, те, кто не освоит эджайл сегодня, не смогут быть конкурентоспособными завтра. Для того чтобы внедрить систему эджайл в компании, нужно, прежде всего, изменить себя.

Банки на сегодняшний день не обладают развитой структурой инноваций, которая более характерна для микрофинансовых организаций, суть которых заключается в том, что они выдают деньги под сумасшедшие проценты и получают прибыль гораздо выше, чем банки. Эти организации являются очень гибкими, они могут перестроить свой бизнес, занять свободные ниши на новых рынках, а также могут вытеснять классические банки.

Такой подход характерен и для других сфер бизнеса. Так, операторы мобильной связи начинают заниматься платежными системами, Airbnb изменил подход к гостиницам в туристическом бизнесе, Uber поступил аналогично в сфере перевозок пассажиров.

Гибкий менеджмент в эджайл

Каскадный подход предполагает планирование как минимум на год. Это изменяется при использовании метода эджайл. Что это дает? При традиционном подходе любая динамика может привести к параличу проекта. При использовании методологии эджайл строится инфраструктура, гибко реагирующая на изменяющиеся в процессе разработки требования и запросы клиентов. Гибкое планирование должно сопровождаться пониманием и анализом всех бизнес-процессов организации. Гибкий менеджмент должен сопровождаться возможностью разработки, доработки и приспособленностью под конкретику определенной компании.

Имеется манифест эджайл, который по своей сути является комплексом правил, призванных облегчить ориентацию в методах гибкого менеджмента.

Данный подход заключается в минимизации рисков и увеличении прибыли при том, что условия существования отличаются от стабильных. Зачастую работать приходится в условиях кризиса, но тем не менее нужно стремиться к сведению рисков к нулю, и прибыль должна стремиться к бесконечности.

Манифест подхода

Можно выделить три основных принципа эджайла, которые первоначально были названы ценностями:

  1. Необходимо уметь работать с людьми, нужно осуществлять поиск, воспитание и менеджмент талантов.
  2. Должен быть четко выстроенный комплекс деловых коммуникаций с компаниями-партнерами и клиентами.
  3. Должен быть внедрен динамичный менеджмент. Что это в эджайле? По отношению к рассматриваемому подходу это означает, что необходимо быть подвижным в изменяющейся среде.

По отношению к ПО изначально была еще одна ценность: более важно, чем обширная документация, работоспособное ПО.

Принципы

В 2001 году выделялось 12 принципов эджайла:

  1. Основной приоритет — удовлетворение заказчика через поставку работоспособного ПО.
  2. Динамика должна прослеживаться на всех стадиях разработки ПО.
  3. Отдавать предпочтение коротким интервалам поставки работоспособного ПО.
  4. Разработчики и заказчики должны быть в одной команде в течение срока жизни проекта.
  5. Проекты должны создаваться вокруг мотивированных людей, которым необходимо предоставить среду, поддержку и доверие.
  6. Самый эффективный способ передачи информации — непосредственное общение.
  7. Главная мера прогресса — работоспособное ПО.
  8. Гибкие процессы должны осуществляться с одинаковой скоростью.
  9. Особое внимание необходимо уделять хорошему дизайну и техническому совершенству.
  10. Максимизировать работу можно с помощью простоты.
  11. Самые лучшие качества ПО создаются самоорганизующимися командами.
  12. Периодически команды должны повышать свою эффективность и улучшать рабочий процесс через равные временные промежутки.

Особенности подхода

Режим эджайл подразумевает возможность уделять особое внимание формированию команд, проведению работы не на длительный период, а короткую перспективу. При использовании данной методологии обеспечивается система обратной связи, благодаря чему можно производить корректировки очень быстро.

В результате применения данного подхода улучшается внутрифирменная коммуникация, уменьшается количество конфликтов внутри организации, эффективность выполнения проектов увеличивается.

Ранее аналитик писал документ и требовал, чтобы следовали шаблонам, установленным им. Документы передавались из отдела в отдел, из каждого из них возвращались аналитику с некоторыми предложениями и замечаниями, затем передавались в следующие отделы и т. д. Получалась большая коммуникация, но в основном на бумаге. Результатом было то, что разработчики ПО постоянно опаздывали, тестировщики допускали кучу ошибок.

Методология эджайл считает, что взаимодействие людей важнее, чем процессы и документация. Здесь уже предполагается, что аналитик будет проводить встречу, где расскажут о внедряемой новой функции и где тестировщики и разработчики выскажут свои замечания и предложения. Здесь же будут выявлены профессионалы, способные дать дельные советы по тестированию и реализации. После этого аналитик напишет детальную документацию и быстро свяжется с заказчиком для уточнения требований. В это же время разработчики могут провести параллельную встречу, где могут обсудить, как повлияет новая функция на функционал ПО, а тестировщики могут оценить, что потребует исправлений. Таким образом команда сформирует общее видение. Детали будут реализованы с документацией, качество которой будет высоким, поскольку обратная связь была обеспечена.

Технология эджайл в образовании

Изначально эджайл сформировался как методология проектного менеджмента по отношению к разработке ПО. Однако высказывание Г. Грефа об эджайле в Сбербанке, а именно, та часть, где он говорит, что все должны стать эджайлом, позволило применять этот изначально узкоспециализированный подход и к обучению, и к экономике в целом.

В школе ученик должен получать знания, актуальные на момент его обучения. В процессе образования должны участвовать не только учителя и родители, но и сам ребенок. Достигнуть данной командной работы можно с помощью внедрения эджайла в образование.

Внедрение гибкого менеджмента в школу позволит ей стать некоторым инновационным центром. Наибольшее распространение идея использования принципа эджайла в образовании нашла на Западе. Эта технология должна внедряться снизу, только в этом случае возможны глобальные преобразования образовательной системы.

В случае американской школы учителя признают, что система обучения зашла в тупик из-за того, что нет подходящей методологии, которая бы позволила ей динамично развиваться далее. С. Пеха утверждает, что такая методология существует, и называется она эджайл.

Базисом его являются люди, динамика и обучение, поэтому данный подход может быть реализован в школе. В манифесте эджайл говорится о разработке ПО, но проанализировав его, можно сказать, что он носит универсальный характер, что позволяет его применить к системе образования. Государственная система образования имеет массу приоритетов, которые конфликтуют между собой.

Сотрудников школы можно сравнить с менеджерами среднего звена, на которых осуществляется давление и снизу, и сверху. При следовании принципам эджайла решения работников образования становятся более взвешенными.

В современных условиях школа воспринимается некоей корпорацией, жизнедеятельность которой связана с осуществлением ряда правил. Поэтому потребности индивида в школе вторичны. На первом месте находятся инструменты и процессы.

Администрации образовательных учреждений слабо учитывают человеческий фактор, применяя документированный подход к распределению имеющихся ресурсов, менеджменту школы, принятию решений о судьбах детей, менеджменту межличностных взаимоотношений.

Применение режима эджайл в школе позволяет внедрять подход с ориентацией на человека, направленный, прежде всего, на развитие организации, что позволяет поднять степень организационной дисциплины.

В современной школе важны методики, дидактический материал, а то, что усваивается учениками, вторично. Обучение заканчивается у нас в стране сдачей ЕГЭ, в Америке — итоговым тестированием. Все обучающиеся подгоняются под одну гребенку, натаскиваются на тесты, истинная цель преподавания не достигается.

Никто не отвергает того, что ученикам необходимы высокие оценки, но усвоение материала улучшается при творческом подходе к процессу обучения и учете индивидуальных особенностей учеников. Заказчиками системы обучения в современных школах считаются вышестоящие организации, хотя подлинными заказчиками должны быть дети и их родители.

В школах идут постоянные компромиссы, переговоры, но отсутствует истинное сотрудничество, которое предполагается при использовании подхода эджайла. Что это дает? Различные решения принимаются какими-то комитетами, внедряются идеи большинства, воля меньшинства подавляется. Таким образом компромисс достигается, но это худший вариант из возможных.

Построение образовательной системы по своей сути остается неизменным на протяжении длительного периода времени. Контроль в образовательной системе пытаются усилить путем использования все более детального планирования.

Спланировать означает попытку предугадать будущее, но возможности повлиять на него она не дает. Поэтому в большинстве случаев это выливается в излишне потраченное время, а проекты, задуманные топ-менеджерами образования, постепенно проваливаются.

Правильной реакцией на динамику является быстрое маневрирование, которое и предполагается в методологии эджайл.

Принципы эджайл в образовании те же, которые характерны для разработчиков ПО, с теми особенностями, которые касаются обучения:

  1. Осмысленное обучение для удовлетворения потребностей учеников и их семей — наивысший приоритет.
  2. Осмысленное обучение должно осуществляться короткими, но частыми циклами.
  3. Сотрудники школы, ученики и их родители должны работать сообща, осмысленное обучение должно быть доступно для всех.
  4. Проект учебы должен создаваться мотивированными профессионалами, для работы которых необходимо создать соответствующие условия.
  5. Главным показателем прогресса служит усвоение материала, а не просто его запоминание, так называемое осмысленное научение.
  6. Ритм обучения должен поддерживаться постоянно.
  7. Гибкость учебного проекта должна поддерживаться за счет пристального внимания к качеству проектирования и техническому совершенству.

Остальные принципы звучат так же, как у разработчиков ПО.

Коучинг

Коучинг представляет собой процесс, строящийся на партнерских принципах с целью стимулирования творчества и мышления клиентов для максимально возможного раскрытия ими профессионального и личного потенциалов.

Что такое эджайл коучинг? В содержание данного понятия входят наставничество и менторство. К процессам относится профессиональный коучинг и фасилитация (стиль менеджмента, не выходящий за рамки самоорганизации системы, находящейся под менеджментом). Помимо этого, эйджал коучинг включает в себя различные виды мастерства: бизнес-, техническое мастерство и мастерство трансформации. Сюда же относится эджайл и Lean практика (бережливое производство).

В заключение

Что это — эджайл? Это подход, изначально направленный на то, чтобы эффективно завершать процессы создания ПО путем формирования бесконфликтных команд. Позднее этот подход стали переносить в целом на компании и на отдельные процессы, в частности, на образование. При внедрении методов эджайл непосредственный упор делается на общение разработчиков и заказчиков. При использовании этих методов снижается интенсивность использования документации.